О терпении
Сегодня мы будем говорить о чрезвычайно важном качестве любого христианина. Как ни странно, но ему уделяется очень мало места в проповедях. Мы говорим о терпении.
Что такое терпение? Почему Христос говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» Лук.21:19 ? Ведь мы хорошо знаем, что спасение происходит по благодати, через веру. Тогда причем здесь терпение?
Прежде всего, необходимо понять, что терпение – это способность спокойно, безропотно и стойко переносить любые страдания. Второе значение терпения – это стойкость и непоколебимое стремление в достижении какой-то цели. Чтобы понять цену нашего терпения, хочется рассказать интересную историю.
Один старик прожил со своей женой более 60 лет в браке. Всякое бывало в их жизни, но они вместе состарились, и вот жена лежит на смертном одре. Старичок плачет возле нее, сетует. А она и говорит ему:
- Принеси мне шкатулку, которая всю жизнь была моим тайником.
Дело в том, что на свадьбу бабушка подарила ей шкатулку, в которую будущий муж не имел права заглядывать. Так они и прожили всю жизнь вместе, и старик ни разу не заглядывал туда. И вот он приносит умирающей жене шкатулку, чтобы хоть перед смертью узнать ее тайну.
Открыв ее, он обнаружил там два вязаных носка, спицы вязальные и 25 тысяч долларов. В недоумении он стал слушать рассказ умирающей:
- Когда мы с тобой поженились, - начала она, - моя бабушка подарила мне эту шкатулку. В ней были спицы. Бабушка сказала, чтобы всякий раз, когда я потеряю терпение и рассержусь на тебя, я сразу же уходила в другую комнату, брала спицы из шкатулки и вязала носки.
Услышав это, бедный старик начал сокрушаться о том, что всего-то два раза за всю жизнь она потеряла терпение, сердясь на него.
- Теперь это понятно, но откуда же 25 тысяч долларов?
- А это, родной мой, деньги, которые я заработала на продаже носков!
Сложно сказать, был ли этот случай в реальности, но каждый может задать себе вопрос: какова цена моего терпения?
Если бы нам предложили конвертировать терпение в деньги, мы бы все были миллионерами!
Терпение без скорби невозможно
Так почему же мы столь редко слышим о такой важной христианской добродетели, о терпении?
Апостол Иаков говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что Испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны, во всей полноте, без всякого недостатка». (Иак. 1:2-4)
На первый взгляд может возникнуть закономерный вопрос: если мы просим Бога в молитве «Отче наш» о том, чтобы Он не ввел нас в искушение, то как же Иаков говорит, чтобы мы радовались? Но тут особенность синодального перевода!
Апостол ведет речь об испытаниях, посылаемых нам Богом. То есть, когда мы встречаем любые духовные или плотские трудности, следует радоваться этому, так как, в конечном счете, это приведет к терпению, которое в свою очередь сделает нас совершенными.
Казалось бы, такое простое решение для достижения совершенства, но как же трудно оно дается в повседневной жизни. Поставьте себе задачу, на протяжении одного дня абсолютно ни на что не раздражаться, не негодовать и не возмущаться, а все терпеть так, как посылаемое от руки Божией! Вот тут вы и убедитесь, в чем сложность достижения терпения.
Но давайте посмотрим, что говорит апостол Павел: «…хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает». (Рим. 5:3-5)
Здесь слово «хвалимся» правильнее было бы перевести, как «радуемся». Другими словами, Павел радуется тому, что есть скорби, так как от них происходит терпение, а от терпения опытность, которая порождает надежду на Бога. Надеющийся же никогда не будет постыжен. Так в чем же суть этой цепочки, которая начинается терпением, а заканчивается надеждой?
Неужели этого так сложно достичь, и стоит ли вообще нам к этому стремиться? Может это как разговоры о нравственном совершенстве: раз уж я никогда не достигну этого, так нечего и пытаться, - буду жить, как живется. Но тут снова вспоминаются слова Христа о том, что мы должны терпением спасать свои души. Давайте разберем, с чего начинается терпение.
Сразу следует понять важную истину, что не бывает терпения, без скорби. Скорбь имеется в виду любая неприятная или дискомфортная для нас ситуация. Когда у нас все хорошо, или нам говорят добрые слова или почитают нас – тут нечего терпеть. Но стоит нам услышать бранное слово в свой адрес, как сразу же хочется ответить. Терпение же должно стерпеть любой негатив. Итак, без скорби или какой-нибудь тесноты невозможно терпение, как таковое.
Но с этим вопросов нет, ведь каждый из нас может перечислить много тесноты, которую он переживает в своей жизни. Это могут быть натянутые отношения с начальником, от которого приходится терпеть недобрый тон или неприятные намеки. Это может быть жена или муж, у которой есть маленькая и ядовитая черта характера, не дающая вам спокойно жить. Это может быть какой-то ваш недуг, который причиняет вам дискомфорт на протяжении вашей жизни. Одним словом, роль скорби в буквальном смысле может играть что угодно!
Со всей уверенностью можно сказать, что скорбь и терпение – это две ключевые составляющие, благодаря которым мы достигаем Надежды с большой буквы. Опытность же – это естественное следствие постоянного терпения.
Итак, Иаков говорит, что терпение имеет совершенное действие, чтобы мы были совершенными во всей полноте, а Павел говорит, что радуется скорбям, так как они развивают в нем терпение. В том и другом случае, святые призывают нас радоваться скорбям, испытаниям или трудностям, так как они, при правильном подходе, будут давать исключительно добрый плод.
Думая относительно терпения, мне вспоминается мой друг, который окончил военное училище и намерен был сделать военную карьеру. Однако он уверовал в Бога, стал христианином и решил сменить деятельность. Когда он устроился на одно предприятие, ему было около 30 лет. Физический развитый, уравновешенный, с чувством достоинства и мужества, он явился в новый коллектив. Однако тут оказался один великорослый детина, который, узнав, что этот бывший военный верующий, сразу же невзлюбил его. Учитывая тот факт, что детина был еще и каким-то начальником, он стал использовать свое положение для того, чтобы всячески унижать верующего брата. Можно представить, что терпел этот бывший военный со своей выучкой и понятиями о честолюбии. Однако он терпел, и время шло. Может, вы думаете, что это длилось неделю или две? Ну, может месяц или полгода? Нет, около трех лет продолжались эти каждодневные оскорбления, тонкая издевка и всяческие унижения. Дело уже доходило чуть ли не до подзатыльников! Вот так скорбь, вот так повод развивать терпение! Но когда силы этого брата были на исходе, он рассказывал, что помолился Богу страшной молитвой. Он прямо говорил, что считает это ошибкой, но по молодости лет он так обратился к Богу: «Господи, мои силы на исходе, если Ты его не остановишь, я сам буду его останавливать!».
В народе говорят, что нужно бояться гнева терпеливого человека. И это действительно так.
Придя на следующий день на работу, он увидел идущего ему на встречу противника. Тот впервые за все время протянул руку, поздоровался, и вежливо спросил, не пойдет ли он в субботу со всем коллективом на футбол, так как одни работник ушел в больничный отпуск. Это было настолько невероятно, насколько и ожидаемо, ведь Бог вступился в дело!
Одним словом, с тех пор у них установились самые добрые отношения, как между хорошими сотрудниками.
Но чего это стоило - нескольких лет регулярный унижений и оскорблений! Кто бы из нас решился развить терпение таким методом? Кому бы это было под силу из слушающих?
Терпение - это промежуток между посевом и жатвой
В послании к Евреям написано: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное»(Евр. 10:35-36).
Здесь возникает еще один вопрос: почему для того, чтобы получить обещанное от Бога нужно иметь терпение? Не достаточно ли просто исполнить волю Божию? Однако апостол настаивает на том, что между исполнением воли Божией и получением обетования существует промежуток, который называется терпением!
Следовательно, ты можешь сделать все, что от тебя требует Господь Бог, но не дождаться обещанного потому, что не хватило терпения.
Ведь как поступает земледелец? Он подготавливает почву, засевает ее добрым семенем, и не тут же требует плодов. Он знает, что терпение нужно, чтобы исполнив все необходимое для произрастания, получить в свое время плод. Только земледелец знает приблизительный срок своего ожидания, а мы не ведаем, сколько Бог хочет посылать нам ту или иную скорбь.
Авраам, например, терпел 25 лет прежде, чем получил долгожданного наследника. Иосиф, будучи проданным братьями в рабство, 13 лет жил с мыслью, что он так и останется рабом, пока не сделался наместником фараона.
А Давид? Давайте прочитаем небольшую историю из его жизни.
«И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны. И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: `вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно'. Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу». (1-я Царств 24:3-8)
Итак, Саул собирает 3 тысячи отборных людей против Давида с небольшим количеством единомышленников. И казалось бы, вот она справедливость: Саул случайно заходит в пещеру, в которой находится Давид. Но случайность ли? Не Божий ли промысел в том, чтобы проверить мужа, который был по Его сердцу? Что сделаешь ты, Давид, когда враг твой пойдет в твои руки сам? Не захочешь ли ускорить свое воцарение на престоле Израиля? Ведь тебя уже давно помазал Самуил для царствования. И вот только этот негодный человек, Саул, стоит на твоем пути! Почему же не решится на это дело? Ведь и люди говорят, что это тот день, о котором говорил тебе Бог!
Однако муж Божий находит в себе силы сказать - нет, «да не попустит мне Господь сделать это». Я буду терпеть до тех пор, пока этого захочет Бог, но волю Его не преступлю.
Значит, и в случае Давида, между исполнением воли Всевышнего и непосредственным получением обетования были долгие годы ожидания обещанного!
Так ли терпим мы, когда нам докучает кто-то? Готовы ли мы страдать долгие годы в ожидании, когда и само упование надломлено, и уже не знаешь, достигнешь ли того, к чему стремишься? Но как важно помнить слова святого Павла, который говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». (1-е Коринфянам 10:13)
Без терпения нет спасения
Дал бы Бог каждому силы, чтобы он мог понять суть такой добродетели, как терпение. Мы часто делаем что-то и сразу же хотим получить результат. Не подобен ли такой человек сеятелю, который посадил вечером зерно, а утром выкапывает его обратно, тщательно вымывает под водой и смотрит, не проросло ли оно. Достигнет ли такой человек цели? Едва ли!
Одна женщина говорит: «Я решила терпеть мужа, и сносить все его недостатки. Прошло целых два часа, однако после нескольких ситуаций, я уже не смогла удержаться, и устроила сцену. Не должна же я постоянно терпеть, а он ездить на мне, можно ведь, хотя бы по очереди». При кажущейся логичности мы упираемся в недостаток терпения. А Иаков говорит заповедь от Бога: «Долготерпите».
Сколько же это, долго терпеть? Столько, сколько угодно будет Богу Авраама, Иосифа и Давида. Важно, что сверх сил Он никогда не дает, и в этом великое утешение.
Итак, будем с радостью принимать любые неприятности жизни: заболел ли, потерял ли работу, испортились ли отношения не по нашей вине – все это можно обратить в развитие истинного, подлинного христианского терпения.
Далеко в лесу, на большом расстоянии от селения жил благочестивый человек. Когда к нему пришел уставший путник, он с радостью принял его, и накрыл на стол. Перед тем, как начать вкушать пищу, он сказал, что следует помолиться перед едой. Однако путник возразил, что он никогда не молится.
- Но я молюсь, - возмутился благочестивый муж.
- А я вообще не верю в Бога, - отвечал гость.
- В таком случае, мы не можем вместе кушать, и я вынужден попросить вас удалиться из моего дома.
Поступив так, хозяин лесного домика покушал в одиночестве, и отправился спать. Но перед этим, став на колени он снова помолился.
И вот ему явился Сам Бог вопрошая, почему он не принял сегодняшнего гостя.
- Господи, но ведь он не захотел молиться со мной, да и вообще, сказал, что не верит в Тебя!
- Я терплю его 60 лет, - сказал Бог, - а ты не мог потерпеть его один вечер.
Не случается ли так и с нами? Да осознает каждый из нас, что без терпения нам никогда не получить обещанное от Бога.
«Терпением вашим, спасайте души ваши». Лук.21:19
Аминь.
Дай Бог всем нам терпения! Великое дело — иметь эту добродетель. Проповеди о терпении нужно постоянно говорить в церквях, так как это качество у многих отсутствует.